​ТРЕТЕЙСКИЙ СУД-ОРГАН ВЛАСТИ

Принято считать, что органы власти-это государственные или муниципальные органы исполнительной, законодательной или судебной власти. Так ли это на самом деле поговорим в этой статье.
Как это не удивительно, к таким органам следует отнести и третейские суды, а также иные квази судебные органы власти, такие как трудовые арбитражи и комиссии по трудовым спорам.

Основным признаком органа власти является не организационно-правовая форма, а наличие властных полномочий, которые могут распространяться на неопределённый круг лиц.

Известно, что в юридической среде имеется большое количество коллег, которые смотрят на третейские суды как на некое недоразумение, которое мешает им осуществлять дальнейшую работу. Подобное мнение, как правило, присуще людям консервативного образа мышления, однако жизнь не стоит на месте и вносит коррективы и в образ мышления наших оппонентов.

Скептики могут мне возразить, сказав, что третейские суды рассматривают конкретные споры, где есть истец, ответчик и никак третейский суд не может распространять свою власть на лиц, не участвующих в подписании арбитражного соглашения.

На самом деле всё намного глубже и интереснее.

В соответствии с 1-м абзацем п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ № 10-П от 26 мая 2011 года в системе действующего правового регулирования решения третейских судов не только порождают обязательство их исполнения лицами, участвующими в третейском разбирательстве, но и являются основанием для совершения иными субъектами определенных юридически значимых действий.

Следует обратить на мнение Конституционного Суда РФ в связи с тем, что высокий Суд не указывает на происхождение «иных субъектов», а указывает, что решение третейского суда является основанием для совершения иными субъектами, без указания их родового происхождения, юридически значимых действий.

Что же это за действия могут быть?

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества.

В соответствии с ч. 2 ст.1 Семейного Кодекса РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Защита детства, материнства, которые находятся под защитой государства в соответствии с ч.1 ст. 1 Семейного Кодекса РФ, являются семейными правоотношениями лишь при зарегистрированном браке, что не исключает возникновение таких правоотношений вне семейного порядка.

При возникновении брачного союза, такие отношения выпадают из юрисдикции третейского суда, а при его отсутствии находятся в поле защиты третейского суда в соответствии со ст. 11 ГК РФ.

Ранее в своих статьях я подробно обращал внимание коллег на то, что следует различать семейные отношения и отношения, регулируемые Семейным Кодексом РФ, но не делал продолжения (развития) этой темы.

В юрисдикции третейских судов, со всей очевидностью, находятся дела связанные с взысканием алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка, определение порядка общения с ребёнком одного из родителей, который не проживает с ним, а также иных родственников (бабушки, дедушки и т.д.), ограничение в общении с ребёнком и даже лишение родителя родительских прав. Всё это возможно в том случае, если ребёнок рождён вне брачных отношений. Однако, последствия такой юридической правоспособности третейского суда, есть принятие соответствующих актов им, которые порождают правовые последствия для лиц, не участвующих в подписании арбитражного соглашения.

Органы ЗАГСа, именно в силу принятия акта третейским судом (об признании отцовства), являются тем «иным субъектом», который вносит актовую запись и выдаёт свидетельство о рождении ребёнка с указанием сведений о его отце.

Такие вот очевидные, на первый взгляд, обстоятельства неочевидны многим коллегам, которые не видят более широких пределов арбитрабельности споров, подсудных третейским судам.

Именно исходя из взаимосвязи п. 8 ч.1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 17 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» № 382-ФЗ от 29.12.2015 года следует, что постановление третейского о принятии обеспечительных мер, принятое третейским судом является ни чем иным как исполнительным документом.

Право составления третейского акта, который является исполнительным документом, проистекает у третейского суда из закона, а вернее двух приведённых законов, таким образом, именно третейский суд наряду с Комиссиями по трудовым спора является одним из немногих негосударственных юрисдикционных органов, которые не являясь государственными, тем не менее, имеют государственно-властные полномочия, а их акты распространяют свое действие на круг лиц, не участвующих в третейском разбирательстве.

А в следующей статье я продолжу развитие этой темы и расскажу, когда ещё власть, данная третейскому суду распространяется на лиц, не являющихся сторонами спора.

Герштейн Г.И.
______________________________
Наш адрес: г. Липецк, пл. Коммунальная, д. 9, лит. Б, кб. 410
Телефоны для связи: +7 (4742) 74-27-21
Почта: info@olts.su
Время работы: Пн-Пт: 09:00-18:00 | Сб, Вс: выходной
Сайт: www.olts.su
#третейскийсуд #суд

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

​КОДЕКС ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА-ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ

ИСТОРИЯ СЛОВА «ПРАВОСУДИЕ»

Это необычное Постановление